Парадокс борьбы за трезвость (на примере Вологодской области) — чем больше борются, тем больше пьют...
Вчера в сети была распространена информация о том, что статданные не подтверждают успехов агрессивно борющегося с пьянством в своем регионе губернатора Вологодской области Георгия Филимонова.
И действительно, несмотря на большие усилия по ограничению к доступу, население региона начало пить больше.
И здесь я сразу отброшу аргумент тех, кто обвиняет Росстат в сознательной подтасовке данных. Это невозможно в виду того, что в России весь алкоголь маркируется и данные о продаже моментально попадают в налоговую службу. И как раз на основании их и выводятся цифры на графике.
Пояснения к графику. То есть несмотря на то, что купить алкоголь в регионе можно только два часа в сутки, пить в Вологодской области после ввода запрета реально стали больше. Причем в соседних (где никакой борьбы не ведется): Архангельской, Костромской, Ярославской областях (взятых для среза) тенденции потребления «отравы» если и отличаются, то не в худшую сторону. А в Архангельской области так и вовсе в лучшую.
Далее я привожу еще два региона Волгоградскую и Астраханскую области, чтобы показать, по первому как реально выглядят результаты уменьшения потребления (второй является контрольным, чтобы убрать искажение).
ДНР, где официально торговать алкоголем запрещено (что не равно обнулению его потребления) в связи с СВО, я взял, чтобы отбить на графике «ноль» и чтобы нагляднее выглядела картинка.
Выводы. И теперь, разобравшись с графиком переходим к выводам. Если кто из приведенных мною регионов и добился заметного результата в борьбе с «зелёным змием», так это в первую очередь Волгоградская и Архангельская области.
А вот в Вологодской ситуация ухудшается. И как ту не вспомнить поговорку, что «запретный плод он сладок и приятен». Создается впечатление, что раньше население не особо заморачивалось по этому поводу, а теперь стало пить больше (в противоходе к общероссийской тенденции на снижение потребления алкоголя на душу населения и ... назло губернатору).
Причем, в целом по России многолетняя тенденция на уменьшение потребления спиртного сохраняется. И это очень здорово.
Выводы для Георгия Филмонова очень неутешительные.
Причем косвенные данные (точные статистические с апреля в России не публикуются) говорят о том, что провалом закончилась и борьба Георгия Филимонова за рождаемость. Никакого взрывного ее роста (после запрета абортов) в регионе не наблюдается.
И аргумент, что это потому, что соседи не поддержали не проходит. На самом деле опыт таких запретов в масштабе страны имеется (в Польше в 2016 году аборты по стране были запрещены). Что привело к новому обвальному падению там рождаемости.
Очень жаль, что Георгий Юрьевич перед началом эксперимента по борьбе с абортами не изучил опыт Польши. Если бы изучил, то в таком бы виде он его точно бы не начал.
И да, со всеми этими проблемами (алкоголь и аборты) надо и можно бороться. Есть методы, которые дают результат. Но все они гораздо более сложные и «трудоемкие» (для власти). А простые методы (читай популизм) всегда приводил только к их усугублению . То есть то, что мы сейчас и видим на примере Вологодской области.