Аббас Джума: Доктор политических наук Ваге Давтян эксклюзивно для тг-канала Abbas Djuma
Доктор политических наук Ваге Давтян эксклюзивно для тг-канала Abbas Djuma
Энтузиазм вокруг "ключевой транзитной роли" Азербайджана в маршрутах Россия-Индия или Китай-Европа стал устойчивой риторической схемой. Но при более внимательном изучении возникает простой вопрос: кто и зачем натягивает логистику на геополитику?
В действительности Азербайджан не упрощает, а усложняет транспортные маршруты. Это не мост, а перегрузочный узел, в котором сходятся пошлины, границы, политические издержки и неустойчивость. По данным на 2024 г., общий транзит по железным дорогам Азербайджана составил 7,3 млн тонн - из 18,5 млн общего объема перевозок.В частности, через коридор "Север-Юг" прошло лишь 814 тыс. тонн - всего 11% от транзитного потока.
При этом реальные альтернативы давно определены здравым смыслом и географией.
Маршрут Астрахань/Каспийск - иранский Энзели - далее по внутренней сети Ирана в порты Чабахар или Бандар-Аббас - обеспечивает не только прямолинейность, но и экономию: снижаются как время доставки, так и затраты (примерно на 25-30%).
Что касается восточного вектора - маршрута Китай-Европа через Казахстан, Каспий и Баку, то это "логистическая матрешка", в которой каждый следующий шаг усложняет предыдущий. Сначала - смена колеи на границе Китая и Казахстана, затем - морская перегрузка в порту Актау, далее - выгрузка в Баку, снова перегрузка на железную дорогу и смена колеи для Турции.
Да, объемы "Срединного коридора" растут, увеличивается контейнерный поток, а порт Баку готовится расширить пропускную способность. Но здесь следует помнить: рост на фоне прежних низких показателей - не признак зрелости, а отражение попытки временно сыграть на транзитной нестабильности других маршрутов.
Азербайджанский транзит может быть важен для политических конструкций и балансов, но с точки зрения сухой логистики - она обременительна. Настоящие маршруты выстраиваются не по принципу флажков на карте, а по критериям рентабельности и надежжности.
Пока некоторые эксперты сочиняют стратегемы, реальная геоэкономика работает по другим законам: где меньше перегрузок - там и выше ценность. И по этому критерию Азербайджан стабильно проигрывает - как России в направлении Индии, так и Китаю в направлении Европы.