В этом году исполнилось бы 125-лет астраханскому трамваю, уничтоженному окончательно в 2007 году

В этом году исполнилось бы 125-лет астраханскому трамваю, уничтоженному окончательно в 2007 году

В этом году исполнилось бы 125-лет астраханскому трамваю, уничтоженному окончательно в 2007 году. Любопытно, что именно в нынешнем году, согласно проекту генплана развития Астрахани, планировалось пустить по городским улицам скоростной трамвай.

Редко кто сейчас вспоминает старый добрый астраханский трамвай, громыхающий по улицам. Подрастает целое поколение астраханцев, не успевшее прокатиться по родному городу в трамвае. Кто-то скажет, что не велика потеря, а меж тем в Астрахани пустили трамваи всего на год позже, чем в Москве, и на семь лет раньше, чем в Санкт-Петербурге. Произошло столь значимое событие 24 июня 1900 года. Но до славного 125-летия астраханский трамвай не дотянул – его ликвидировали 24 июля 2007 года. Любопытно, что именно в нынешнем, 2025 году, согласно проекту генплана развития областного центра, планировалось пустить по астраханским улицам скоростной трамвай...

Запуск первой трамвайной линии в Астрахани проходил концессионным способом с помощью бельгийской фирмы инженера, промышленника и предпринимателя Эдуарда Эмпена. Электрические трамваи единовременно пошли сразу по четырём линиям, связав разные районы, включая отдалённые. Общая протяжённость трамвайных путей составляла без малого 10 км, по которым курсировали 15 вагонов.

Стоимость проезда изначально составляла три копейки во II классе и пять копеек в I классе. Льготники – полицейские и учащиеся в униформе – пользовались транспортом бесплатно. Максимальная скорость движения вагонов составляла 12 км/ч, интервал движения – пять минут.

В последние два года существования Российской Империи по шести астраханским маршрутам передвигалось 45 трамваев, половина из которых с прицепными вагонами.

С приходом советской власти трамваи муниципализировали, постепенно удлиняя старые маршруты и открывая новые. В 1919–1922 годах трамвайное сообщение приостановили из-за неспокойной обстановки в городе.

В послевоенные годы во время реконструкции центра города трамвайные пути переложили.

Старожилы с теплотой вспоминают, как ездили на «тройке» от «Холодильников» через Большие Исады на Казачий посёлок, как добирались на «круговом» «А» с тех же Больших Исад на Татар-Базар. Жители улиц Яблочкова и Татищева ностальгируют по «пятёрке» – маршруту, действующему с 1976 по 1999 годы, который приходилось ждать около часа. С октября 2006 по февраль 2007 маршрут «пятёрка» ожила, став ходить с «Холодильников» не к мясокомбинату, а на Советский посёлок.

В 2005 году отменили «круговой», укоротили маршрут «единицы» и изменили движение «двойки». «Тройка» тоже поменяла курс: теперь она двигалась от судоверфи имени Кирова к мясокомбинату.

В последний раз трамвайный звонок «тройки» над Астраханью пронёсся 25 июля 2007 года. Этот день никак нельзя назвать радостным, но былого уже не вернуть. Всему приходит конец, даже такой красиво начавшейся истории. Не осталось в Астрахани даже трамвайных следов: в 2018 году демонтировали последние рельсы, по которым больше века громыхали вагоны с пассажирами.

Неплохо было бы открыть в нашем городе музей общественного транспорта ушедшей эпохи. Но для этой инициативы время пока не настало, видимо. И на территории исчезающего трамвайно-троллейбусного парка нет ни одного артефакта, связанного со старейшим общественным транспортом города. Конечно, остались фотографии и кинохроника, а также пронзительный эпизод фильма «Мой друг Иван Лапшин», снятый в Астрахани выдающимся режиссёром Алексеем Германом в начале 80-х. Благодаря этим кадрам память об астраханском трамвае увековечена в киношедевре.

© AST-NEWS.ru

В этом году исполнилось бы 125-лет астраханскому трамваю, уничтоженному окончательно в 2007 году

Источник: Telegram-канал "AST-NEWS.ru - новости Астрахани"

Это интересно

Топ

Лента новостей